Краткие указания по пению ученикам Мазетти

Мазетти оставил «Краткие указания по пению ученикам». Ниже представлены близко к тексту 44 тезиса из этого педагогического трактата.

  • 1. Необходимое условие пения – умение сознательно управлять дыханием. Петь следует «на дыхании».
  • 2. Дышать надо спокойно, плавно, медленно, бесшумно и настолько глубоко, чтобы стенки грудной клетки могли как можно больше расширяться.
  • 3. Шумное дыхание не только крайне неэстетично, но и сверх того, утомительно для голосовых связок.
  • 4. Дыхание должно быть диафрагматическим, так как только при нем гортань остается эластичной.
  • 5. Вдох надо делать раньше, чем израсходуется весь действующий запас воздуха в легких.
  • 6. Брать дыхание необходимо главным образом через нос для того, чтобы не сушить стенки горла.
  • 7. Выдыхание следует совершать с возможно меньшим усилием, бережно управляя количеством воздуха, необходимым для производства звука (это обязательное условие для приобретения легкости звучания голоса).
  • 8. Сила звука и его длительность зависят от правильности дыхания.
  • 9. Работа над правильным расходованием дыхания есть главное условие правильной постановки голоса.
  • 10. Следствием излишней торопливости, а также излишней медлительности выдыхания является сдавленный звук.
  • 11. «Форте» – требует увеличения, а «пиано» – уменьшения силы выдыхания.
  • 12. При пении положение шеи и плеч должно быть спокойно естественным. Всякое резкое движение вредит голосовому аппарату.
  • 13. При выдерживании одной ноты и при нескольких нотах на одной гласной рот и подбородок надо держать неподвижно.
  • 14. Подбородок вообще не должен выдаваться.
  • 15. Губы без жеманства складываются в улыбку, верхние зубы слегка видны.
  • 16. Необходимо избегать сильного опускания нижней челюсти, в особенности при высоких звуках. Неумеренное опускание суживает отверстие горла и тем уменьшает полноту звука.
  • 17. Весьма важно, чтобы гортань и нижняя челюсть были эластичны. Только при этом условии горло не чувствует никакого напряжения. Ощущение сжатия горла во время пения недопустимо.
  • 18. Язык должно держать слегка вогнутым посередине.
  • 19. При извлечении звука столб выдыхаемого воздуха должен быть направлен на свод полости рта в точку, лежащую позади передних зубов.
  • 20. Необходимо стремиться к тому, чтобы голос был чист и свободен от малейшей примеси носовых и горловых оттенков.
  • 21. Для начальных упражнений следует предпочесть гласную «А», обращая внимание на то, чтобы не исполнять ее ни слишком закрытым, ни слишком открытым звуком. После «А» переходить к «О» и «Е».
  • 22. Для приобретения ровности и однородности звука поющий должен внимательно следить за характером своего звука.
  • 23. Каждое напряжение для увеличения силы голоса идет в ущерб голосовому органу. Кто кричит, тот губит голос. В особенности пагубно злоупотребление высокими нотами.
  • 24. Пение должно совершаться с такой же легкостью, как разговорная речь.
  • 25. Следует избегать пения с так называемым «подъездом», на что должно быть обращено особое внимание при изучении «портаменто».
  • 26. Развивать голос следует во всей возможной, но в то же время и естественной для него полноте, расширяя объем голоса как в сторону низких, так и в сторону высоких звуков.
  • 27. Надо стараться, чтобы голос стал ровным и гибким, подвижным, устойчивым и плавным.
  • 28. Четыре главных типа вокальных упражнений: выдержанные ноты, гаммы, арпеджио и украшения (группетто, трели и пр.).
  • 29. Упражнения начинаются вокализацией, т. е. пением без называния нот.
  • 30. Выработка подвижности требует прирожденной способности.
  • 31. Лица с подвижными голосами могут приступить к вырабатыванию трели, для чего существуют следующие правила: начинать медленно, стараясь не двигать ни языком, ни губами, ни подбородком. Трель должна образовываться в гортани независимо от толчков грудной клетки.
  • 32. Упражнения надо всегда петь полным голосом, но отнюдь его не напрягая. Как форсировка, так и, наоборот, слабость голоса одинаково вредны тем, что препятствуют правильному развитию мышц гортани.
  • 33. Для усвоения правильной интонации и звуковой плавности крайне полезны восходящие и нисходящие гаммы, а также хроматические ходы.
  • 34. Начинающий должен заниматься не долее 10-15 минут и притом с частыми перерывами.
  • 35. Чтобы следить во время пения за выражением лица и избегать гримас, необходимо вначале пользоваться зеркалом.
  • 36. Надо научиться управлять всеми оттенками голоса, для чего рекомендуется следующее упражнение: на одной ноте, в одно дыхание и с одинаковой силой постепенно переходить от открытого звука к 37 закрытому и обратно.
  • 37. Необходимо выработать величайшую ясность произношения слов, в особенности при sotto voce, так как это имеет огромное значение для выразительности пения. Надо одинаково остерегаться крайности, особенно в вещах колоратурных.
  • 38. Хорошо ставить звук и в то же время отчетливо произносить слова –вещь очень трудно исполняемая, однако совершенно необходимая. Достигается это следующим образом: гортань на полном дыхании непрерывными и ясными колебаниями рождает звук, и в то же время органы произношения придают этому звуку форму согласных и гласных.
  • 39. От исполнителя требуется ясность и выразительность.
  • 40. Ясность исполнения зависит от отчетливого соблюдения метра и ритма, оттенков и фразировки.
  • 41. Выразительность, заключающаяся в верной передаче чувств настроений, есть венец вокального искусства. Чтобы достичь выразительности, необходимо уметь понимать исполняемое.
  • 42. Преувеличенная выразительность становится карикатурой. Надо быть простым и правдивым.
  • 43. Речитатив требует правильного ударения на словах, разнообразия в оттенках и, кроме этого, должен исполняться почти всегда полным голосом.
  • 44. Качества, необходимые для артиста:
    • а) музыкальные познания,

      б) совершенство в интонации,

      в) свободное дыхание,

      г) легкость голоса,

      д) умение владеть звуком при усилении и ослаблении, соответственно выражаемым чувствам,

      е) ясное и точное произношение,

      ж) изящество вкуса,

      з) музыкальная память.