Тем, кто не бывал на уроках, посвященных постановке голоса, самая буйная фантазия не поможет вообразить, какие беседы ведут педагоги со своими учениками за плотно закрытыми дверями классов. По-видимому, это наиболее темная область музыкальной педагогики — в прямом и переносном смысле — ведь инструмента-то, которым пользуется певец, не видно! Вот и бредут учитель и ученик, как правило, на ощупь, используя туманные, зыбкие ориентиры, то и дело сбиваясь с курса, ища каждый свои особые «фирменные» ассоциации, применяя сравнения то со струнными, то с духовыми инструментами, то с голосами зверей и птиц, то с рокотом моря или журчанием ручейка...

Мне, например, так объясняла когда-то секрет правильного пения милейшая, интеллигентнейшая женщина-педагог, воспитавшая, кстати, немало известных певцов, а одного просто-таки знаменитого: «Деточка, это же так просто и естественно! Нужно только построить в гортани равобочную трапецию и пустить звук по диагонали!».

Другой учитель вокала, тоже дама, рекомендовала подставить (мысленно, конечно) ложку под вернее небо и ощущить, как певческие звуки, будто тяжелые капли, стекают с нее.

Однажды я слышал, как маститый профессор, в раздражении постукивая по полу палкой, укорял ученика-тенора: «Сколько раз тебе можно повторять, что, беря верхние ноты, нужно головой по полу елозить. Пока не нучишься, все время будешь петухов пускать!».

Мазетти оставил «Краткие указания по пению ученикам». Ниже представлены близко к тексту 44 тезиса из этого педагогического трактата.

  • 1. Необходимое условие пения – умение сознательно управлять дыханием. Петь следует «на дыхании».
  • 2. Дышать надо спокойно, плавно, медленно, бесшумно и настолько глубоко, чтобы стенки грудной клетки могли как можно больше расширяться.
  • 3. Шумное дыхание не только крайне неэстетично, но и сверх того, утомительно для голосовых связок.
  • 4. Дыхание должно быть диафрагматическим, так как только при нем гортань остается эластичной.
  • 5. Вдох надо делать раньше, чем израсходуется весь действующий запас воздуха в легких.
  • 6. Брать дыхание необходимо главным образом через нос для того, чтобы не сушить стенки горла.
  • 7. Выдыхание следует совершать с возможно меньшим усилием, бережно управляя количеством воздуха, необходимым для производства звука (это обязательное условие для приобретения легкости звучания голоса).
  • 8. Сила звука и его длительность зависят от правильности дыхания.
  • 9. Работа над правильным расходованием дыхания есть главное условие правильной постановки голоса.
  • 10. Следствием излишней торопливости, а также излишней медлительности выдыхания является сдавленный звук.
  • 11. «Форте» – требует увеличения, а «пиано» – уменьшения силы выдыхания.
  • 12. При пении положение шеи и плеч должно быть спокойно естественным. Всякое резкое движение вредит голосовому аппарату.
  • 13. При выдерживании одной ноты и при нескольких нотах на одной гласной рот и подбородок надо держать неподвижно.
  • 14. Подбородок вообще не должен выдаваться.
  • 15. Губы без жеманства складываются в улыбку, верхние зубы слегка видны.
  • 16. Необходимо избегать сильного опускания нижней челюсти, в особенности при высоких звуках. Неумеренное опускание суживает отверстие горла и тем уменьшает полноту звука.
  • 17. Весьма важно, чтобы гортань и нижняя челюсть были эластичны. Только при этом условии горло не чувствует никакого напряжения. Ощущение сжатия горла во время пения недопустимо.
  • 18. Язык должно держать слегка вогнутым посередине.
  • 19. При извлечении звука столб выдыхаемого воздуха должен быть направлен на свод полости рта в точку, лежащую позади передних зубов.
  • 20. Необходимо стремиться к тому, чтобы голос был чист и свободен от малейшей примеси носовых и горловых оттенков.
  • 21. Для начальных упражнений следует предпочесть гласную «А», обращая внимание на то, чтобы не исполнять ее ни слишком закрытым, ни слишком открытым звуком. После «А» переходить к «О» и «Е».
  • 22. Для приобретения ровности и однородности звука поющий должен внимательно следить за характером своего звука.
  • 23. Каждое напряжение для увеличения силы голоса идет в ущерб голосовому органу. Кто кричит, тот губит голос. В особенности пагубно злоупотребление высокими нотами.
  • 24. Пение должно совершаться с такой же легкостью, как разговорная речь.
  • 25. Следует избегать пения с так называемым «подъездом», на что должно быть обращено особое внимание при изучении «портаменто».
  • 26. Развивать голос следует во всей возможной, но в то же время и естественной для него полноте, расширяя объем голоса как в сторону низких, так и в сторону высоких звуков.
  • 27. Надо стараться, чтобы голос стал ровным и гибким, подвижным, устойчивым и плавным.
  • 28. Четыре главных типа вокальных упражнений: выдержанные ноты, гаммы, арпеджио и украшения (группетто, трели и пр.).
  • 29. Упражнения начинаются вокализацией, т. е. пением без называния нот.
  • 30. Выработка подвижности требует прирожденной способности.
  • 31. Лица с подвижными голосами могут приступить к вырабатыванию трели, для чего существуют следующие правила: начинать медленно, стараясь не двигать ни языком, ни губами, ни подбородком. Трель должна образовываться в гортани независимо от толчков грудной клетки.
  • 32. Упражнения надо всегда петь полным голосом, но отнюдь его не напрягая. Как форсировка, так и, наоборот, слабость голоса одинаково вредны тем, что препятствуют правильному развитию мышц гортани.
  • 33. Для усвоения правильной интонации и звуковой плавности крайне полезны восходящие и нисходящие гаммы, а также хроматические ходы.
  • 34. Начинающий должен заниматься не долее 10-15 минут и притом с частыми перерывами.
  • 35. Чтобы следить во время пения за выражением лица и избегать гримас, необходимо вначале пользоваться зеркалом.
  • 36. Надо научиться управлять всеми оттенками голоса, для чего рекомендуется следующее упражнение: на одной ноте, в одно дыхание и с одинаковой силой постепенно переходить от открытого звука к 37 закрытому и обратно.
  • 37. Необходимо выработать величайшую ясность произношения слов, в особенности при sotto voce, так как это имеет огромное значение для выразительности пения. Надо одинаково остерегаться крайности, особенно в вещах колоратурных.
  • 38. Хорошо ставить звук и в то же время отчетливо произносить слова –вещь очень трудно исполняемая, однако совершенно необходимая. Достигается это следующим образом: гортань на полном дыхании непрерывными и ясными колебаниями рождает звук, и в то же время органы произношения придают этому звуку форму согласных и гласных.
  • 39. От исполнителя требуется ясность и выразительность.
  • 40. Ясность исполнения зависит от отчетливого соблюдения метра и ритма, оттенков и фразировки.
  • 41. Выразительность, заключающаяся в верной передаче чувств настроений, есть венец вокального искусства. Чтобы достичь выразительности, необходимо уметь понимать исполняемое.
  • 42. Преувеличенная выразительность становится карикатурой. Надо быть простым и правдивым.
  • 43. Речитатив требует правильного ударения на словах, разнообразия в оттенках и, кроме этого, должен исполняться почти всегда полным голосом.
  • 44. Качества, необходимые для артиста:
    • а) музыкальные познания,

      б) совершенство в интонации,

      в) свободное дыхание,

      г) легкость голоса,

      д) умение владеть звуком при усилении и ослаблении, соответственно выражаемым чувствам,

      е) ясное и точное произношение,

      ж) изящество вкуса,

      з) музыкальная память.

  • 1. Пойте через отверстие в задней стороне шеи и вообразите, что публика сзади вас
  • 2. Пойте вдоль вашего спинного хребта, как будто бы пение возникает оттуда
  • 3. Формируйте высокие тоны темным тембром
  • 4. Вы должны шевелить ушами и бровями, когда поете высокие ноты
  • 5. Смажьте нос вазелином перед тем, как брать высокие ноты, и затем вообразите, будто вы чем-то напуганы
  • 6. Думайте о запахе тухлой рыбы, когда вы формируете головной звук
  • 7. Если вы хотите петь хорошо, то должны "лаять", идя вверх по шкале гаммы, подобно тому, как это делал Карузо
  • 8. При пении высоких нот высуньте вперед ваш язык, насколько это возможно
  • 9. Чтобы хорошо взять высокую ноту, поднимите щеки и покажите зубы
  • 10. Спойте всю гамму вверх, а идя вниз, рассчитайте время так, чтобы прислониться затылком к стене в то время, когда вы берете высокую ноту
  • 11. Чем выше нота, тем больше вы должны толкать звук диафрагмой
  • 12. Сожмите нос указательным и большим пальцами и затем спойте слова "Аve Maria" медленно на каждой ноте, идя вверх по шкале гаммы. Это способствует выведению голоса вперед к носу и губам
  • 13. Вы можете научиться петь как следует, подражая самым естественным звукам природы, например животному, испытывающему боль
  • 14. Секрет старой итальянской школы заключается в том, чтобы заполнять воздухом евстахиевы трубы
  • 15. Чтобы петь хорошо, надо скалить зубы, как "чеширская кошка"
  • 16. Нагнитесь над стулом для того, чтобы направить ваш голос через нос
  • 17. Помните, что петь надо все время при помощи хорошо натренированного языка
  • 18. Нос певца - это его настоящий рупор
  • 19. Представьте , что вы вдыхаете воздух через темя и направляете дыхание вдоль позвонка до его конца
  • 20. Когда вы поете, придайте своему лицу выражение деревенского простака
  • 21. Пойте слово"Cuckoo" каждый день для лучшего развития голоса
  • 22. Для более правильного формирования высоких нот сожмите маленький язычок гландами
  • 23. Поднимите что-нибудь тяжелое перед тем, как взять высокую ноту
  • 24. Формируйте ваш голос от колен и и направляйте его вперед в окружающее пространство
  • 25. Обязательно надо подолгу учиться петь через нос

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить